Грузия_04 Адиши-Халде

Georgia_04

День 4 Полное название должно звучать Адиши-Лардаади-Халде ибо слишком много времени мы потратили на ледник, чтобы о нем теперь умолчать.
Итак! Доброе утро Адиши!  Это так странно проснуться в сухой палатке. Буквально минут двадцать и конденсата как не бывало, завтрак и сборы. Пока мы капошились и неспеша завтракали мимо нас прошло человек сорок. Где они там только в поселке разместились?

Грустно, не люблю, когда дышат в спину и наступать на пятки и особенно, когда виды перегораживают. Мы ломанулись вдоль реки в сторону гипотетической переправы и ледника. К моменту, когда мы туда допрыгали, обогнав где-то добрую половину тех, кто выдвинулся на час раньше нас мы столкнулись с выбором. Перебираться вместе с этой ордой на ту сторону и тулить кучкой или сходить пока на ледник Лардаади и тогда уже самим спокойно пойти дальше. При виде довольно отвесного склона Саша предложил где-то спрятать рюкзаки и пойти на легке, но за нами налегке в эту сторону выдвинулась ещё одна пара потому акцию “спрячь рюкзак незаметно под кустом рябинки” пришлось свернуть и изображать дальше улиточку.

Это был самый жуткий подъем, особенно учитывая, что в каком-то месте мы проигнорили тропинку и решили срезать вверх по примятому. Вот никогда не думайте, что вы умнее навигатора. Нет, всякое бывает, но не надо полагаться на то, что обходные протоптанные тропы обязательно сойдутся с нужными где-то там. Как мы там карабкались это не описать, это был ад. Зато в нашем аду было много черники. Очень много. Ее просто горстями с кустов грести можно и она была такая сладкая, что хотелось оглянуться и убедиться, что никто там сарахной пудрой не тряхнул из рюкзака. Вообще Сванетия — это мир разной вкусники. Что это такое? Ну есть же черника, брусника, земляника и если эта самая ….ника вкусная, то она у нас удостаивается общего собирательного названия — вкусника.

В результате более двух часов карабаканья и дорожка нас вывела на бортик с которого вниз метров пять отвеса и сыпуха по которой даже я обезбашенное существо лезть не решилась бы. Хотя там внизу где-то гипотетическая тропинка, нормальная внятная, где не нужно скользить, прыгать по камням, кочкам, форсировать ручьи, ездить на попе и играть в скалолаза и резать руки травой. Но нет, мы посидели  на бортике, с грустью полюбовались тучами, которые успели закрыть вершины и вздохнув пошли назад тем же путем. К часу дня, когда мы достигли своей верхней точки на уровне с нами на перевале Чхутниери наблюдали группу с которой утром столкнулись у речной переправы.

Спустились к реке мы где-то около трех и ещё добрый час бегали туда-сюда в поиске идей переправы. Оказывается это жжж не просто так. Утром река менее полноводная, а днем, когда ледник подтаивает начинает бурлить в полную силу. Да и лошади с этой группой были не просто так, оказывается на них и переправляли. Саша туда-сюда побегал вдоль воды, обазавелся палками и с пятой попытки перешел чуть не утанув. До этого мы понаблюдали как пара с другого берега таки пересекла речку с ростом парня в два метра он намочил бедра. Что там делать мне хоббиту вообще не ясно. Саша забрал свой и мой рюкзак и хотел ещё и меня, но эту идею мы отвергли т.к. Его и самого там чуть не смыло. Быстро скинув брюки и соорудив из самосбросов экстренный памперс я таки взяв палочки начала по шагу передвигаться. Течение там жуткое, но до того как его ощущаешь первое чувство, что тебе парализовало ноги и даже иголки под ногти ты не почувствуешь. Не берусь сказать о температуре воды, но когда мы в Крыму заползали в восьмиградусную воду пещеры Сыры Узень мне не было так холодно. Уже почти возле берега меня таки чуть не смыло, если бы с берега меня за мою палку не ухватили и не вытащили. Это была половинка речки, там три перехода. Потом история повторилась, а на третьем переходе не было течения и ноги на холод реагировать перестали. Наконец-то суша. Просто не верилось. А с другой стороны пока мы подсыхали, вытирались и переодевались бегал мальчик одиночка и искал брод. Он его так и не нашел и ушел обратно в Адиши. Когда мы поднялись на обзорную площадку где-то на середине перевала, то окончательно поняли какого лешего на этот ледник не водят группы. Отсюда вид был даже интереснее, чем на самом леднике и экономия пяти часов времени. Мелкий перекус на обзорке и дохождение до вершины. Ляпота…

Но времени мало, нужно куда-то спускаться ночевать. Мы спустились в заброшенную деревню, но там оказалось всё оккупировано, набрав воды мы пошли дальше на предполагаемые ночевки. Два с половиной километра до первой ночевки и ее мы забраковали, еще километр до второй и она тоже уходит в отбой, а уже как бы стемнело. Мы польстились на домики вдалеке в надежде на их заброшенность, но нет, последний рывок и мы оказываемся легендарном для сванов поселении Халде. Поселок служит символом непримиримой борьбы с завоевателями и не совсем то это руины, несколько домиков ещё есть и живут в них потомки этих самых воинственных сванов. Нас любезно пригласили в гестахус на что мы сказали, что ищем место под палатку, нам тут же предложили ровную площадку возле дома где не дует. О цене молчали, но мы уже в курсе, что тут халявы нигде нет. Тут же узнали про туалет и выяснилось, что доступ к туалету и душу в одном флаконе, т.е. в одной комнате и за это с нас хотят по 5 лар с человека. Ну ок сказали мы и забравшись в палатку поужинали и выключились раньше, чем сосчитали до трех.