Грузия_07 Ушгули-Мами

Georgia_07

День 7
Сегодня предстоял очень длинный день. В семь утра поднявшись мы упаковали наконец-то высушенную палатку, ботинки у хозяйского очага высохли, мы позавтракали и таки обнаружили, что из перекуса у нас только Харчовская пастила в объеме пятьдесят грамм. Ну да ладно, главное взобраться наверх, а там уже спуск. Сегодня был последний день похода, мы собирались спуститься в Мами. Это был первый день, когда все указатели закончились. Один мы нашли лежащим на дороге и на вершине стрелочки указывающие соседние горы. Надо было в идеале выходить ровно в семь, чтобы к моменту подъема ещё не затянуло пики. Но увы увы, на середине подъема мы ими ещё успели насладиться, а вот выше уже мешали облака.

С самого поселка за нами увязался пёс, который прошел с нами все двадцать километров. За перевалом к нам присоединился ещё один Барбос с которым у меня теперь лучшее фото похода. Утром поднимаясь на перевал Горваши стоит одевать самосбросы т.к. идти вверх через поля черники, которая доходит мне выше колена и даже до пояса иногда так что нижняя часть меня была мокрая и я с нетерпением ждала вершины, чтобы как-то обсохнуть. Вершина не обманула ожиданий. Ветер был такой, что мы одели на себя всё, что было. 2964 метра это вам не хухры-мухры. И вот подкрепившись пастилой мы настроились на спуск. ШАЗ. Вот так верь после этого навигаторам и мапс ми  и джипсису, нас впереди ждал сброс высоты, перемежаемый честенько такой себе ландшафтной зрадой метров на сто-двести вверх.

И так продолжалось до озера Латпари, а дальше у озера и церквушки на перекрестке дорог и тропинок был выбор: пойти направо, что привело бы нас обратно в Ипрали, пойти налево по асфальту вниз к деревне Чвелпи из которой можно было пройти по хорошо утоптанной грунтовке пять километров, но нет, мы не ищем простых путей. Мы пошли по тропе прямо и это стало просто таки фатальной ошибкой дня. Сил у нас уже особо не было и на каком-то этапе мы были уже морально готовы к ещё одной ночевке, но мест ночевки не подворачивалось. Тропинка то уходила в глубокие овраги, то взлетала снова к небесам. На одном из переходов довольно полноводной реки, которую мапс ми в глаза не видела на карте мы таки потеряли ту слабую тропинку на которой даже начали появляться маркеры. Т.е. Мы нашли какое-то абстрактное место, где типа натоптано. Звучит очень оптимистично, правда? И пошли по этому. Это нас завело в хащи, где не то, что выше меня, а выше Саши буйствовала растительность. Мы пустили первопроходцем бобика, но и он в какой-то момент ошалело встал не понимая куда идти. Дальше пошло веселее. Мы таки открыли навигашку и посмотрели, что мы и тропа даже близко не пересекаемся, а вышеупомянутый трек находится над нами в двухстах метрах. Ок, где скалолазы не пропадали сказали мы и полезли просто по азимуту вверх. За нами обнаружились ещё туристы, целых три штуки вдалеке, но быстро настигающие. Мы пошутили, что явно белоруссы ибо какая ещё земля таких лосей плодит живучих и несломных, но нет, оказались какие-то англоговорящие. Акцент мне распознать не удалось за несколько фраз, которыми мы обменялись. И вот где-то вдалеке увидела столбик и возрадовалась, обычно это признак того, что там уже тропа туристическая, но нет. Это был одинокий ржавый столбик над обрывом, но от него мы включив воображение себе нарисовали тропинку и по чуть-чуть мы таки через пол часа карабканья выбрались на тропку. Фух, теперь главное ее не потерять. Забыли поплевать через плечо. Ходить и лазить всё это с фотиком на шее мне надоело на первой стометровке и дальше я просто спрятала свою игрушку глубоко-глубоко. Благо для фоточек у нас есть ещё один на двоих нормальный телефон) Так что на одной из обзорных площадок мне даже сделали фото в контровом свете.

И вот еще чуть-чуть вниз и рука касается первого дерева. А за деревом дерево, а за деревом дерево, а за деревом куст. Туристы слепо следуют за нами и мы их не подводим, один раз мы их уже завели в чигери, так что надо продолжать в том же духе. Следующей точкой было забрести в двухметровый малинник и проламывать там себе дорогу. Сказать, что маршрут, которым мы пошли был не особо натоптан, туристичен и популярен — не сказать ничего. Иностранная группа раскололась и где-то нашла обход, встретив нас на выходе из хащей. Храбрая четверка осталась на поляне думать, а не стать ли на ночь, а мы вдруг найдя второе дыхание решили побежать вниз к точкам обозначенным “вариант ночевки хороший” и “место без воды”. Первая оказалась слишком влажной, а вторая слишком маленькой и ничего нам не оставалось как просто пойти уже вниз. Вот жаль нет фото, но просто себе представьте не дорогу, не дорожку, даже не тропинку, такое себе направление, где не очень плотно смыкаются деревья и кустарники, где мокрые и скользкие корни и всё это в тусклом свете, пробивающегося через густые ветви заходящего солнца. Последним фейлом было метрах в пятистах от села потерять и это направление. Фонарики не помогали, навигашка то находила тропу трека, то говорила, что мы в полустах метрах от неё. Вот тут мы пошли просто куда-то в сторону села и таки вышли наконец-то на дорогу. Она не скользит, пусть пыльная, пусть в ямах, но по ней можно идти без риска сломать ногу каждые два шага. Уже мало что понимая мы сначала зашли в тупик, потом в другой тупик достаточно осознано на коровье мычание с надеждой, что там люди пошлют куда нужно. Там послали и с посылом мы наконец-то нашли дорогу, ведущую из Мами в Леушеры. А у дороги грушки растут, зеленые, твердые, но самые вкусные в мире. Мы уже были готовы ставить палатку где-угодно, да можно и просто на рюкзаке у дороги поспать. На два фонарика из одного из домов вышел дедушка и спросил не ищем ли мы гестхаус, но мы искали дорогу к реке и расписание маршруток. Вторым нас порадовали, а в сторону первого махнули рукой. Еще метров через сорок нас догнала какая-то машина и узнав, что мы дружественная Украина предложили подвезти. Нас отвезли куда-то к госучереждению за забором, прямо возле дороги, с кем-то договорились и пустили там пастись. Мы быренько поели и выключились.