Будапешт – город мостов

budapesht

Идея

Когда ты узнаешь, что в твоих жилах течёт кровь принадлежащая какому-то народу это невольно запускает процесс самоидентификации и желание прикоснуться к чему-то родственному хоть и совершенно не родному и по сути даже незнакомому. Так с давних пор был интерес к Венгрии и посещению Будапешта. Его ещё называют город мостов и хотя бы этим он уже мог привлечь моё внимание. А там же рядом и Братислава и Вена, чего уж не заехать и туда. Ведь день-два в одном городе и всё, начинается скука, а лететь всего ради одного города как-то жалко.

Итак, направление выбрано, что же дальше? Дальше открывается все тот же любимый kiwi.com и смотрю какие есть варианты для полёта. Как уже неоднократно говорила вариант стоять по много часов на границе в автобусе более не вызывает у меня ни восторга, ни желания сэкономить, а тем более, что у меня все переезды и перелёты обошлись дешевле, чем прямой односторонний поезд в Вену. Прямые самолёты в Вену невероятно дорогие. Дешевле до Братиславы и оттуда автобусом тем же Flixbus доехать за 5 евро в Вену и так же обратно и оттуда улететь.

Планирование

Но в моей формуле должен был присутствовать Будапешт так что летим из Киева туда (599 грн. любимый Wizz Air), а оттуда автобус Flixbus в Братиславу (12 евро) и уж оттуда Flixbus в Вену и обратно (аж 10 евро). В принципе концепция готова, дешёвые даты перелёта найдены.  Как это часто бывает меня угораздило подумать вслух и нашлись желающие составить компанию. Десять лет назад мы с Димкой объездили Крым и ещё какую-то часть Украины. Теперь маленький мальчик и задорный сорванец превратился в солидного упитанного мужчину, обременённого женой, двумя  детьми и большим мамоном. А вот жажда приключений в этой тушке не угасла.

Итак на свою визейровскую карту взяла ещё один билет его жене с хорошей скидкой (Билеты брали 30 августа на конец ноября) и принялись ждать. Всюду красиво и интересно, а потому особо себе стараюсь не портить действительность какими-то ожиданиями и ставлю точки просто по названиям, даже не смотря что там. Такая себе игра в широту и долготу. Понятное дело, что заранее прочитала про систему транспорта, цены и оптимальные варианты для каждого города.

Визейр сделал доброе дело и теперь размер багажа, точнее ручной клади с моими самыми дешёвыми билетами увеличился, а вот время онлайн регистрации теперь всего за два дня, так что обратно чикиниться приходится с телефона и непонятно где печататься, но об этом позже.

Полёт

Ночь вылета. Именно ночь, а не утро, т.к. предыдущий день плавно с полуторами часами на сон перешёл в текущий. Ведь когда как не в последний день делаются списки, печатаются карты, заливаются примерные треки и собирается маленький рюкзак. 4:50 первая часть Марлезонского балета. Кто бы мог подумать, что в это время анриал вызвать такси. Короче, пол часа дозвонов в пять служб и наконец ультра дорогое Элит-такси по цене за которую ребята ехали с другого конца города. Ну и ладно, здравствуйте Жуляны.

На стойке сидела стажерка. Как много в этом слове. Очень долго смотрели биометрику и интересовались где мой предыдущий паспорт и где собственно девочка с которой я должна лететь. Дежурное «я что сторож брату моему?» и посадочный в кармане. На таможне в этот раз со мной просто поздоровались ребята, они ещё за месяц не забыли сумасшедшую девочку фотографа с полным рюкзаком фототехники и носками по карманам. Видя меня они сами назвали цель визита и пропустили без лишних вопросов.

В самолете узнала о том, что если билеты берутся на один аккаунт, то места внезапно попадают вместе, обрадовало. 7:10 мы таки взлетели. Попытки пересесть на место Димы к окошку и воссоединить семью были обломаны, но все равно мне досталось место у окна т.к. там было пусто, а Лиза оказывается не в восторге от высоты. Как можно быть не в восторге от этого? Как можно бояться летать? Это я никогда не пойму, как и боязнь пауков.

Транспортная система Будапешта

Зашибительный рассвет и первые фотки в самолете на камеру, а не на телефон. Сорок минут полёта, мягкая посадка и привет Будапешт. Взяли суточный билетик за 1650 форинтов (в гривны делим на десять) и погрузились в автобус в сторону города. Почему сразу билет на всё? Один только автобус до города 450 и ещё метро в центр 350 итого считаем, что выгодно аж бегом. Учитывая, что Будапешт не маленький и посмотреть хочется в разных уголках.

Доехали до нужной станции, выгрузились и с веселой толпой других прилетевших пошли на метро. Метро оказалось закрыто. Вот можете себе такое представить? Приезжаете себе на Героев Днепра, а там вместо метро автобус с надписью «замена метро». Похихикали, загрузились и поехали.

Большой не значит хороший

Вышли где-то ближе к центру и пошли бродить. Тучки, тучки, тучки. Они меня преследуют. Город. Пустынный, холодный, стандартизированный. Большие и пафосные здания, но души не чувствуется.

Огромная Базилика святого Стефана от которой веет камнем и архитектурой. Перед ней базар рождественский. Вообще мне это каким-то кощунством отдаёт. Сразу вспоминается как Христос пришёл в храм и разогнал торговцев со словами: «Дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников.» Вот тут рынок прямо таки подкрадывается к храму. Это мои личные ассоциации, по всей Европе рынки перед парадным входом в главный храм. Уже привыкла, но все равно как-то странно.

А ещё это очень мешает фотографировать достопримечательности. Так что это будет пожалуй последняя поездка в рождественские праздники в Европу с целью пофоткать домики.

Граффити

Кусочки веселья, разбавляющие ободранные домики. А рядом настоящий технологический прогресс в виде проката велов с солнечной батареей. Всё это счастье на автоматическом обслуживании. И как видно даже в такую погоду пользуется спросом, т.к. половины велосипедов нет на месте. И забавный мурал с почти ходячим замком.

Помни о смерти

Чуть дальше мы дошли до памятника Жертвам. Что сказать, тронул больше других памятников, но не сам по себе хотя и зрелищный, но фактор личного участия людей. Перед памятником между столбами на колючку прикололи фото, письма, документы, записки на одиннадцати разных языках, а под ними камешки и вещи, включая детскую обувь.

Сразу бросилась в глаза табличка «Мy mother was killed in Auschwitz, Thank you “Archangel” Gabriel». Такую мощную волну неверия, разочарования мне удалось почувствовать только в нескольких хрониках и книгах Ремарка.  Сам памятник был поставлен три года назад, но не был открыт и все эти «человеческие вещи» — это знак протеста исковерканной истории и тому, чему призван символизировать памятник. Бедные мадьяры и коварный-немецкий орел атакующий.

Рядом парк с памятником «советским героям освободителям». Рядом стоит памятник Рейгану, хотя он никогда не посещал Венгрию, но это уже не наше дело кого, где и как почитать. Оттуда прямая дорога к парламенту.

Неоготическая сказка

Вот уж что не может не впечатлить. Неоготическая сказка. Из всех дворцов это самое не пафосное, но величественное здание. До боли этот красный купол напоминает Флоренцию в которую я так и не доехала. Вот когда смотришь даже на фото ничего не хочется рассказывать, просто смотреть на эти идеальные линии, шпили, противостояние и единство белого и красного. Просто слайды, слайды, слайды.

Набережная

За парламентом спускаемся на набережную. Чистая, уютная, брусчатка в полном порядке, прогулочные катера швартуются, люди гуляют, красотой противоположного берега любуются. Идём по набережной до скульптурной композиции жертвам Холокоста. Туфли на берегу Дуная. Жутко, впечатляет. А ещё жутко. И просто впечатляет.

Хочется постоять и помолчать, послушать шум волн, хранящий память о шуме выстрелов и падающих в воду тел, шорох расшнуровываемых шнурков и прерывистые всхлипы. А нет, в ушах стоят смех и обсуждение фоточек на фоне прикольных ботинок. Люди разрушают атмосферу почище погоды.

Идём дальше до цепного моста и дивуемся памятнику анорексии как мы его дружно окрестили. Конечно же лезем на парапет моста, улыбаясь фоткаемся и смотрим как прохожие бледнеют и хватаются за сердце. А чего? Там же широкий парапет! За мостом натыкаемся на нулевой километр и у фуникулёра разделяемся. Ребята богатые и ленивые, а я бедная, но люблю ходить пешком и не зря.

Будайская крепость

Будайская крепость расположилась на холме. Подниматься там 10 минут, зато по покатому и с красивыми видами. Полюбовалась на башенку, сделала пару панорамок и вышла к Венгерской национальной галерее и почти сразу наткнулась на наших и какое-то шествие. Мне вообще везет то на праздники, то на митинги, то на костры посреди улицы, как окажется позже.

Церковь Матяша

Прогулялись к чудеснейшему нечту именуемому Церковь Матяша. Невероятная архитектура и если бы не такое количество людей, то я бы ее оценила в полной мере. Особенно не оценила те два часа, когда всю эту разношерстную толпу вытирала с фотографии, зато у меня теперь есть дневная безлюдная фотография одной из главных достопримечательностей. Рядом Рыбацкоий бастион, напомнивший Ласточкино гнездо и просто песочный замок.

Ратуша смотрится одинаково хорошо и со своего берега и с противоположного. Эх, а какие у них всюду ухоженные газончики и это в конце ноября, у нас в это время уже клумбы хвастаются грудами земли плодородного чернозема.  Далее спустились к набережной, где обнаружилась ещё одна церковь, на этот раз красненькая и такая весьма оборонно-пряничного типа.

Редкие места

Не могу вспомнить где мы этот забавный танк с поникшим дулом нашли, кажется возле остановки трамвайной, а может быть ещё вверху. Просто делюсь. И да не встанет у противника орудие на разрушение не только жизни, но и вековой красоты)

Полюбовались, сели на трамвайчик и доехали до метро. Там по красной ветке до желтой и надо было пересесть. Сели и поехали. Не в ту сторону. Вышли, перешли и поехали. Снова не в ту сторону. С третьей попытки поехали куда надо. Путь держали по самой старой ветке метро (желтенькой) почти до конца. Набрели на очередной дворец с садом.

Вышли мы из метро на острове. Устремились к смотринам Замка Вайдахуньяд. В парке Варошлигет побродили по территории. Меня просто таки восхитил памятник Анониму. Внутри дворика дворец напомнил формами московское Царицино. Озерцо почти высохло, листья почти облетели, а замок стоит и ждёт грядущие поколения.

Далее добрались до площади Героев и решили, что это наша последняя точка и надо тулить куда-то есть и заселяться. А вот тут немного не сложилось… В Будапешт приехала большая китайская делегация и ветку метро перекрыли, пришлось долго и вдумчиво тащиться пешком, прошли мимо музея Террора, но внутрь решили не ходить. Стемнело. Наконец-то мы доковыляли до магазина, где я скупилась продуктами аля десерт, булочки, сыр и водичка (мой стандартный европейский фуд-пакет менее, чем на три евро) и нашли трамвай едущий почти до гостиницы. Наши дворцы были напротив, правда мои трущобы мы долго искали. Вот не буду им на сайте писать гадости, но тут факты расскажу.

Жилье

Итак в округе никто не знает о Just Like Home Hostel. Когда же мы наконец-то нашли подъезд где над одной из кнопок гордо красовалась нужная табличка и начали туда звонить ответила нам тишина. Прошёл жилец и мы вторглись непрошенными гостями на 5й этаж, где опять же нашли табличку и кнопку звонка, но никто нам не открыл. Неприятный сюрприз. Пошли с ресепшена гостиницы ребят набрали нужный номер и поинтересовались, а собственно что происходит. Оказывается их администратор в отпуске, а директор будет в 19:30, т.е. три часа гулять. Хорошо…

Посидела с ребятами в номере и съела булочку с сыром, тошнит, температура, так на мне сказывается жуткий недосып. Прошли те времена, когда я могла ночь не спать и ничего. Совсем прошли. Пошла с ними в ресторане понюхала еду, даже есть ничего не хотелось, даже пить, что очень плохо. В назначенный срок снова никого не оказалось и снова набрали номер. Ещё через 20-30 минут говорит буду. Ну не уникум? Оставили мой номер, перезвонил где-то через час. Пошла селиться. Пообщались минут 10 с улыбчивым молодым человеком, который был в Киеве и хочет ещё.

Вот почему у некоторых совершенно понятное произношение, а у некоторых даже знакомые слова звучат чуждо? Тут всё было понятно.

Нюансы букинга

Это был первый хостел, где была оплата по месту, а не заранее как я привыкла. Притом меня сильно смутило, что у меня было на момент отъезда заблокированно полторы тысячи на карте хотя один из трёх хостелов был проплачен, а два другие тянули на 800, но никак не на полторушку. Так или иначе, но дали мне ключи, заселилась в комнату на троих, где я была одна, в соседней комнате был мужчина, который появился, когда я уже укладывалась. В принципе всё уютно, домашне, могло бы быть и почище, но в целом нормально, так сказать тараканы не бегают, змеи не ползают)

Утром в 4:30 подъем завтрак из домашней овсянки с булочкой, кофе с молоком и сырков вчерашних. В принципе всем довольна. Главное было уходя сориентироваться чего таки делать с ключами, дверь залеплена кучей бумажек информационных и оказалось, что надо их под лестницу в ящик почтовый положить. Ох уж система.

Ранее утро

Пошла к соратникам, они ещё в трусах фейсбучат – Молодцы! Вытащила на остановку, постояли, потупили, подождали этот реплейс-бус вместо метро и вовремя выяснили, что в будние дни синяя ветка нормально работает и пошли на метро, которое оказалось один в один наша синяя ветка, даже вагончики такие же. Доехали и запихнулись в автобус на Братиславу. Прощай Будапешт, а может до свидания. Далее нас ждут приключения в новом городе и новой стране — читать день 2й Братислава