Полонное. Еврейское кладбище
GPS координаты 50.127530 с.ш., 27.515090 в.д.
Страна | Украина |
Область | Хмельницкая |
Город | Полонное |
Адрес | ул. Герасимчука |
Да, не обманывают вас очи ваши, именно кладбище. Притом заброшенное. Всё думаю над тем, чтобы написать отдельный пост о том почему же я так люблю кладбища и они меня притягивают. И это не просто профдеформация. Нет, я не сатанист и ничего тут мистического нет, нет, я не вандал, не человек с отклонениями, даже не некрофил. Да, точно. Тут скорее философская подоплека, смысл жизни, осознание тленности и тог далее. А ещё это место, где как правило гарантирована тишина не смотря на наличие большого количества людей. Пока всё вместо вступления.
Итак, перейдем к этому конкретному кладбищу. Завораживающее место. Когда ты не просто идешь между плит, местами поваленных (вечером того же дня рассказал один знакомец, что не положено у них поднимать упавшие надгробия, мол прах к праху и так надо, впрочем другой знакомец, таки представитель избранных опроверг эту информацию, заметив, что это у арабов не принято), так вот особенно незнакомые письмена в купе с монолитностью плиты не обремененной современностью и пафосом производят особое впечатление. Немного о символике и обычаях избранного народа в деле погребения. У них не принято изображать людей в символике. Это не блажь, а всего лишь соблюдение расширенного варианта Не сотвори себе кумира. Если обратиться к Пятикнижию Моисееву, то можем это прочитать в книге Исход 20 глава стихи 4,5, 6 и то же самое в книге Второзаконие 5 глава стихи с 8 по 10й «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой».
Если с людьми этого постулата в мемориальном деле придерживались, то вот животных, попадающих по идее под эту же статью вполне таки изображают, но это становилось проекцией, символом, передавало сущность умершего в ипостаси зверя или птицы. Вот тут встретились два льва и звезда Давида между ними. Лев — символ силы. Не редким элементом была какая—то часть геральдики и увенчанная короной, опять же в охране те же львов. Корона как не трудно догадаться символизирует значимость.Так же можно было встретить отдельное изображение каких—то частей тела. К примеру: две ладони направленные к смотрящему с разведенными попарно пальцами символизирующие благословение священника — собственно это как правило надгробие священников (именуемых коэнами или кохенами). Очень долго пыталась идентифицировать эти два образа с передней плиты на моей заглавной картинке. Остановилась на мысли, что это таки тоже такие львы. Ещё одно сочетание те же ладони, корона и олени — символ быстроты. Многие животные передавали определенные качества, иногда пол, как скажем Лань, изображались и инструментарии относящие человека к ремесленическому сословию, но мне пока такие не встречались. Долго размышляла можно ли эти витиеватые арабески отнести к цветущим растениям и приурочить к плодовитости, думаю, что нет. Так же сама эпитафия, зрелищное начертание еврейских букв были сами по себе уже элементом декора надгробия. Хочется заметить, что в давние времена профессия камнереза со всеми ее нюансами передавалась из поколения в поколение, впрочем, как многие ремесла.
Такое достаточно жесткое соблюдение традиций уступило только в 20м веке современным технологиям и традициям. Материалы по толкованию нашла тут и тут.
Кладбище в Полонном очень заброшено, настолько, что даже появилось желание там травку покосить. Два раза наткнулась на ямы и чуть не сломала ногу, но всё обошлось.
Рядом приютилось уже современное кладбище. Т.е. с захоронениями двадцатого века. Последние захоронения датированы 1970ми годами. Ещё всё более менее чистенькое, хотя жители городка говорят, что уже не осталось евреев в Полонном, вот и присмотреть за кладбищем фактически некому. Собственно фото для контраста. Какие-то пятьдесят лет и уже такой разрыв в традиции и культуре одного и того же народа. Впрочем, среди ортодоксальных евреев традиция скромных и строгих надгробий сохранилась по сей день.
И лишь письмена и звезда Давида снова таки неизменны, хотя уже почти всюду появились фотографии.